Система работы по формированию культуры энерго – и ресурсосбережения в
ГУО «Ясли-сад г.п. Желудок»
Актуальность темы
В целях укрепления экономической безопасности государства Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в Директиве №3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства» поставил задачу принять исчерпывающие меры по экономии топливно-энергетических, водных и сырьевых ресурсов. Актуальность проблемы энергосбережения и связанной с этим проблемы сохранения климата не вызывает сомнений. Устойчивое развитие страны и цивилизации в целом возможно лишь при условии широкого распространения энергосберегающих технологий, использование альтернативных источников энергии и экономии электрической и тепловой энергии в быту. Успех решения обозначенной проблемы может быть обеспечен, если приоритетом всех людей, каждого человека в отдельности будет стремление беречь электрическую энергию и тепло. В данном направлении слаженно должны работать все. И совсем не случайно одной из задач, стоящих сегодня перед системой образования, является воспитание у подрастающего поколения экономного и бережливого отношения к тепловой и электрической энергии, воде и другим природным ресурсам. Бережливости и формированию навыков ресурсосбережения надо учить с ранних лет, так как малыши чувствительны ко всему тому, что происходит в их ближайшем окружении. Для того чтобы ребенок владел основными понятиями энергосбережения, необходимо начинать работу в этом направлении уже с дошкольного возраста. Именно по этому коллектив государственного учреждения образования «Ясли-сад г.п. Желудок» уже не первый год изучает и внедряет новую информацию, различные материалы, опыты о современных энергетических проблемах и принимает активное участие в их решении. Но об этом мы расскажем по порядку.
Основные направления по выполнению энергосберегающих мероприятий
Желудокский регион – это край, знаменитый своими живописными и неповторимыми ландшафтами. Край ручьёв и рек, несущих свои воды к Неману и дальше к Бальтийскому морю. На территории нашего посёлка расположены тысячелетние курганы и множество исторических памятников. Желудок – это место с привлекательными социально-экономическими и экологическими условиями проживания, а также богатым историко-культурным наследием, которое сохранено и приумножено. Желудок известен со второй половины 15 века (приложение №1). Сюда приезжают отдохнуть не только жители из разных уголков Беларуси, но и из-за рубежа. Здесь их ждёт гостеприимство, сохранившиеся традиции и богатые дары природы. Человек, который любит свои родные места, знает и уважает историю, где он живёт, всегда будет бережно относиться к окружающей среде, рационально использовать её ресурсы. Вот поэтому педагогами УДО был собран материал о г.п. Желудок. Знакомим с историей посёлка наших воспитанников, родителей и конечно гостей. И сегодня жизнь посёлка, нашего коллектива активна и насыщена. Так уж сложилось, что на нашей исторически богатой земле живут духовно богатые инициативные люди, которые не могут скучать, постоянно рождают новые идеи, заинтересовывают других, включаются в новые и новые проекты. Устойчивое развитие - это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности.
С 2006 года организована инициативная группа Желудокского сельского Совета Щучинского района Гродненской области, которая разработала Стратегию устойчивого развития Желудокского края (инициатор – председатель Г.И.Цивинский), в состав которой вошла администрация ГУО «Ясли-сад г.п. Желудок». А в 2008 году был реализован первый проект «Создание концепции устойчивого развития Желудокско - Орлевского микрорегиона».
В 2010 году на базе Желудокского сельского совета создан информационный центр по устойчивому развитию, который осуществляет координацию проектных инициатив (руководитель - Трукшина Таиса Владимировна). Администрация, педагоги нашего учреждения дошкольного образования не могли, не включится в данную деятельность, так как нам не безразлична судьба региона. Успешное развитие нашего учреждения дошкольного образования – первостепенная задача всего коллектива. С этого момента и началась интересная работа. Коллектив учреждения дошкольного образования стал активным участником проектов, инициируемых и реализуемых Желудокским сельисполкомом. Проектная деятельность вызвала живой интерес в коллективе. Администрация и педагоги понимали, что через разработку проектной инициативы, коллектив сможет решить самые острые проблемы учреждения образования. С целью реализации Директивы Президента Республики Беларусь №3 от 14.06.2007г. «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» мы вышли с инициативой участвовать в проекте информационно просветительского учреждения «Новая Евразия» «Энергоэффективность: решаем проблемы вместе» (приложение №2,№3,№4).
В апреле 2012 года научно-исследовательским и проектным республиканским унитарным предприятием «БЕЛТЭИ» г. Минск, проведён энергетический аудит здания дошкольного учреждения. Цель обследования – разработать программу по энергосбережению, в которую включаются мероприятия по реализации выявленного потенциала энергосбережения с расчетом их экономической эффективности. Его результаты положены в разработку проектной инициативы «Энергосбережение в детском саду».
В июне 2012 года информационно-просветительским учреждением «Новая Евразия» был объявлен конкурс проектных инициатив «Энергоэфективность: решаем проблемы вместе», победители конкурса получали право на финансирование энергосберегающих мероприятий, внедрение энергоэффективных технологий и инновационных технологических решений на сумму от 5 до 10 тысяч евро. На конкурс была подана 21 заявка. Для участия в конкурсе коллектив ГУО «Ясли-сад г.п.Желудок» разработал проект «Энергосбережение в детском саду» (срок реализации с 16.10.2012 по 30.09.2013г). В результате конкурса поддержано – 7 заявок, в том числе заявка нашего учреждения образования (приложение №5).
Начинать проектную деятельность поначалу было трудно и непонятно, однако, благодаря понимающему и не равнодушному коллективу, мы уверенно двигались. На профсоюзном собрании весь коллектив был ознакомлен с дальнейшей деятельностью в рамках реализации проекта «Энергосбережение в детском саду» и дополнительной нагрузкой. В процессе реализации проекта мы стали участниками перечня мероприятий: форум по устойчивому развитию в г. Минске, обучающие мероприятия, проводимые на базе Желудокского сельского исполнительного комитета, информационного центра по устойчивому развитию, учреждений Гродненской области, которые работают в этом направлении и нашего дошкольного учреждения. На базе ГУО «Ясли-сад г.п.Желудок» состоялась встреча коллектива с Джоном Риорданом, руководителем программ USAID в Беларуси, который высоко оценил результаты реализации проекта (приложение №6). Проектная инициатива «Энергоэффективность: решаем проблемы вместе» была полностью реализована. За время работы по реализации данного проекта коллективом учреждения дошкольного образования достигнуты следующие результаты: улучшился микроклимат и рационализация использования энергетических ресурсов в учреждении; активизирован воспитательно-образовательный процесс (увеличилось количество занятий и мероприятий по энергосбережению с использованием игр, игровых пособий, другой наглядности); активизирована информационно-образовательная деятельность с родителями (подготовлен и распространён раздаточный материал; на родительских собраниях доведена информация о важности энергосбережения); пополнена и насыщена предметно-развивающая среда, проведены открытые мероприятия, методические объединения по энергосбережению. Одним из наиболее ценных результатов проекта мы считаем налаженные партнёрские связи и опыт решения проблем в сфере энергоэффективности совместно с органами местной власти и другими представительствами сообщества. Итоги реализации проектной инициативы представлены на итоговой конференции учреждения по проекту «Энергоэффективность: решаем проблемы вместе» в виде видео – презентации в г. Минске.
Следующим этапом реализации проекта была разработка «Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в ГУО «Ясли-сад г.п. Желудок» на 2013-2016 годы, которая определяет алгоритм действия энергосберегающих мероприятий (приложение №7). Программа состоит из блоков:
-организационные мероприятия;
-мониторинговые мероприятия;
-работа с сотрудниками;
-работа с детьми;
-работа с родителями.
В программе систематизирована вся работа по повышению эффективности использования ресурсов в учреждении. Проанализировав эффективность работы в рамках программы можно отметить: у воспитанников отмечен рост познавательного интереса и любознательности, готовность к овладению соответствующими формами поведения, проявление чувства бережливости в повседневной жизни. Дети убедились в необходимости плотно закрывать окна и двери, не открывать слишком большую струю воды, хорошо закрывать водопроводный кран после пользования, следить за потреблением электроэнергии. Они приобрели навыки разумного потребления воды, света, тепла. Анализируя результаты работы с родителями, их уровень активности отличается, к концу реализации программы, родители стали инициативнее, активнее участвовать в образовательном процессе, сами уделять внимание вопросам экономического воспитания своих детей. Коллектив ГУО «Ясли-сад г.п. Желудок» стал активным участником проводимых мероприятий в рамках программы по энергосбережению. Активность переросла в интерес, накопленный опыт в распространение среди коллег района. Педагогами и коллективом всего УДО изготовлены дидактические игры, игровые пособия, яркий наглядный материал для дошкольников по энергосбережению. Весь накопленный материал используется педагогами и сегодня. Заместителем заведующего по хозяйственной части во время работы по программе заведены журналы по отслеживанию потребления воды, тепла, электроэнергии. Проанализировав работу коллектива по экономии энергоресурсов в УДО за несколько лет, можно смело отметить – экономия имеется, а это значит, что мы работаем в правильном направлении (приложение №16). Отслеживание продолжается и в настоящее время. Распределены обязанности, каждый член коллектива отвечает за определённый участок работы. Вопросы образования в области энергосбережения очень значимы для нашего учреждения дошкольного образования. В этой связи актуализируется важность вопросов энергосбережения и поощрения тех, кто находит способы экономии энергии.
Проектная деятельность стала дополнительным источником по привлечению средств на укрепление материальной базы нашего учреждения (в рамках реализации данного проекта установлено 20 окон и 3 двери, 15 теплоотражающих экранов из металлизированной фольги), а также стимулом к повышению профессионального уровня работников всего коллектива, а полученные знания мы активно используем в организации образовательного процесса и в настоящее время.
Начиная работу в этом направлении, мы:
- изучили и проанализировали нормативные правовые документы, регламентирующие вопросы энерго и ресурсосбережения;
- оформили наглядно-информационный стенд «Энергосбережение для больших и маленьких»;
- определили уровень компетентности работников учреждения дошкольного образования, воспитанников, родителей по данной проблеме;
- приобрели методическую литература для организации образовательного процесса с детьми;
- приобрели наглядный дидактический материал для работы с детьми;
- провели семинар «Экономическое воспитание дошкольников»;
- собрали видиоматериал по вопросам экономического воспитания дошкольников;
- ежедневно ведётся учёт и контроль расходов энерго, теплоустановок и потребления воды.
В учреждении дошкольного образования создана целостная система в работе по экономии энерго и ресурсосбережению, которая оказывает существенную помощь в организации работы с воспитанниками, педагогами, родителями. В ГУО «Ясли-сад г.п. Желудок» имеются необходимые условия для организации образовательного процесса в этом направлении, которые предполагают использование многообразных форм и методов, на которые нацеливают и задачи, стоящие в учебной программе дошкольного образования в образовательных областях «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа». Для реализации поставленных задач по вопросам энергосбережения в учреждении дошкольного образования создана предметно-развивающая среда, организованная по принципам доступности, динамичности, трансформации, многофункциональности, собран наглядно-иллистрированный материал, помогающий детям лучше освоить экономические понятия: карта-схема прихода воды в дом, макет «Как электричество в дом пришло», лабиринты «Найди не включённый прибор», «Экономь электричество», «Залатая спадчына Беларусi» (приложение №8). Экономическое воспитание детей педагоги осуществляют преимущественно в игровой форме. Такую возможность предоставляют сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин электроприборов», наряду с традиционными сюжетно-ролевыми играми, педагогами оформлены сюжетно-ролевые игры экономической тематики: «Банкомат», «Детское кафе». Игровая форма работы позволяет привить детям первоначальные навыки и усвоить простейшие способы экономии и бережливости воды, электрической и тепловой энергии. В старшей группе давно живёт «Энергосберегающий чемоданчик», который педагоги с удовольствием открывают и напоминают ребятам, указывая на те предметы, которые позволяют сберечь энергию без ущерба для комфорта (бумага для оклейки окон, уплотнитель для окон и дверей, двухклавишный выключатель, светлые обои, фольга-пенополитилен, энергосберегающая лампочка). Разработаны дидактические, настольно – печатные, словесные игры: «Правильно сложи», «Нельзя-надо», «Кто поможет электротоку», «Путешествие лампочки», «Раздели на группы». Центры творчества в группах пополнились сказочными персонажами Электрошей, Теплошей, Водяшей и Берегошей, которые являются экскурсоводами, участвуют в построении сюжетной линии экскурсий и рассказывают, как правильно относится к воде, электричеству и теплу (приложение №9).
Педагогами составлены и апробированы конспекты специально организованных занятий и мероприятий по энергосбережению для детей старшего и среднего дошкольного возраста: «Вода в жизни человека», «История электричества», «Обогревательные приборы», «В гости капелька пришла», «Электричество в дому», «Экономим тепло», «Удивительная встреча с электрончиком», «Загадки тепла», музыкальные развлечения, досуги: «На нас надеется земля», «Берегоша и его друзья», подобрана художественная литература, загадки, пословицы и поговорки по вопросам энергосбережения, имеется копилка с данным материалом. На занятиях педагоги в игровой форме воспитывают у детей как бережно и экономно использовать всё то, что представляет нам природа, государство, как быть настоящими хозяевами своей страны. Детям дают знания о том, что экономя воду, электроэнергию, газ, каждый из нас экономит труд многих и многих людей, приумножает богатства нашей Беларуси, укрепляет её энергетическую и экономическую безопасность. Разработано педагогами тематическое планирование энерго и ресурсосбережению (приложение №11). Обязательные условия на занятиях – преобладание положительных эмоций; обсуждение только тех вопросов и проблем, которые могут быть решены с участием ребёнка. Выполнение этих условий позволяет педагогу решать одновременно несколько задач, важнейшими из которых являются не только формирование ответственного отношения к энергосбережению, но и здоровьесберегающие у подрастающего поколения. При проведении всех мероприятий с детьми педагоги нашего дошкольного учреждения умело применяют различные здоровьесберегающие технологии. Формы нашей работы разнообразны, а потому интересны детям. Это эвристические и этические беседы, познавательно-игровые занятия, опыты и эксперименты, тематические выставки, акции, игры-путешествия, спектакли, советы.
По всему дошкольному учреждению возле каждого выключателя, двери, раковины расклеены напоминающие значки об экономии света, воды и тепла. Значки придуманы и разработаны детьми и педагогами.
Большую роль педагоги так же отводят и чтению художественной литературы, что существенно расширяет кругозор детей. Поэтому в группах подобраны библиотечки «Гнома Эконома», где помещены сказки с содержанием на экономические темы, а так же фольклор о труде, профессиях, человеческих качествах: «Уроки Берегоши», «Дошкольникам об экономике», «Что было до…», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Три поросёнка», «Хаврошечка», сказки в стихах «Волшебное кольцо», «Три копейки на покупку» Ш.Галлиева, произведения С.Маршака и С.Михалкова, сказки «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Дюймовочка, «Кошкин дом», «Морозко», «О рыбаке и рыбке» и т.д., пословицы, поговорки, задачи и загадки экономического характера.
Дошкольники любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая при этом возможность передать то, что их взволновало, что вызвало у них интерес, выразить своё отношение в ходе самостоятельной художественно-творческой деятельности к значимым социальным ситуациям в жизни детей и взрослых. Например, после того как дети узнали, как и где вырабатывается электрический ток, как он поступает в дома, им предложили применить свои знания, впечатления в конструктивной деятельности - создать макет улицы и воспроизвести процесс поступления тока в дома и учреждения. В процессе конструирования детьми использовался как деревянный строительный, так и бросовый материал.
Большие возможности для приобретения экономических знаний детьми представляет организованная поисковая и познавательно-практическая деятельность детей. В каждой группе организован уголок экспериментирования, в котором дети проводят увлекательные опыты и исследования. Дошкольники узнают, что такое статическое электричество и как оно образуется, проведя исследования: «Волшебные шарики», «Ловим электричество в волосах», «Поймай бабочку». Познакомились с электрическими батарейками и провели опыт с лампочкой. После того, как они систематизировали свои знания об электроприборах и источниках тока, о назначении электроприборов и применении их человеком в быту, дети познакомились с правилами безопасного обращения. Таким образом, исследовательская деятельность воспитанников старшего возраста направлена на развитие у детей неординарного мышления, то есть, переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции активного участника решения жизненно важных проблем экономии природных ресурсов. Однако, важно отметить, что на каком бы уровне ни находился ребёнок, он свободен в выборе форм и путей личного участия в решении проблем энергосбережения. Это может быть творчество, осознание проблемы через рисунок, стихотворение, сказка (приложение №12).
В целях воспитания у детей таких качеств как организованность, бережливость в дошкольном учреждении организована работа «Книжной больницы», работа которой предусматривает починку порванных и потрёпанных книг, дарить книгам «вторую жизнь».
Невозможно представить работу по данному направлению без взаимодействия с семьёй. Педагогами дошкольного учреждения разработаны и изданы для детей и родителей красочные буклеты «В гостях у Берегоши», «Энергосбережение» (приложение №13). Проведены мероприятия: акция «Энергосбережению-да!», консультации «Содержание экономического воспитания детей в детском саду и семье», «Энергосбережение в быту» и т.д. Повышение уровня энергосберегающей грамотности родителей свидетельствуют результаты анкетирования «Экономия и бережливость в семье». Значимым в плане приобретения знаний и творческим по форме реализации стал конкурс совместных рисунков детей и родителей на тему «Я в стране своей живу – свет и воду берегу», где дети и родители смогли проявить свою фантазию и выразить своё отношение к окружающему миру. Хочется отметить, что дошкольники были так заинтересованы и увлечены созданием рисунков и плакатов, что вовлекли и родителей в этот процесс, и вместе с ними приняли активное участие в оформлении выставки и презентации плакатов, изготовленных как в дошкольном учреждении, так и дома. С родителями успешно реализуются мероприятии: родительские собрания, консультации, оформление родительских уголков, папок – передвижек, памяток (приложение №14). Именно в семье ребенок впервые сталкивается с экономическими понятиями, экономическими отношениями. Ребята воочию убеждаются, как много затрачивается сил, средств, энергии, чтобы в домах и в учреждениях было тепло, светло, а из крана текла чистая вода. Активизировать практическую деятельность энергосберегающей направленности помогают различные поручения и доступные задания детям. Например, проверить, не течёт ли вода из крана, плотно ли закрыты двери, везде ли выключен свет, где нет в нём потребности и т.п.
Результаты анкетирования родителей по выяснению отношения в семье к энергосбережению показали, что только 22 % из опрошенных родителей не задумываются о том, что каждый должен помнить об экономии невозобновляемых ресурсов; 39% - не уделяют ребёнку внимания о полезной деятельности человека в природе, о их последствиях, и в то же время 90% родителей не потерпят, чтобы из кранов без необходимости текла вода. Как видно не всё так безнадёжно. Ведь основы бережного отношения к ресурсам закладываются именно в семье. Таким образом, родители стали равноправными партнёрами в экономическом образовании и воспитании детей.
Коллектив ГУО «Ясли-сад г.п. Желудок» принимает активное участие в различных мероприятиях, акциях, конкурсах месячниках: «Час Земли», по заготовке вторичных ресурсов (макулатуры), собрано и сдано в 2016году 120%.
Накопленный нашим учреждением дошкольного образования опыт по энергосбережению имеет дальнейшее продолжение: начато сотрудничество с Международным общественным объединением «Центр устойчивого развития» по проекту иностранной безвозмездной помощи «Инновация в ветроэнергетике для г.п. Желудок». В 2016году в ГУО «Ясли-сад г.п. Желудок» установлена инновационная ветроустановка (ВЭУ), разработанная специалистами Белорусского государственного университета. Предполагалась, что данная ВЭУ покроет 100% потребностей дошкольного учреждения в электроэнергии, что в полной мере отвечает потребностям, а также соответствует Директиве Президента РБ «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 14 июня 2007года №3. Проект будет иметь социальный и экономический эффект, а именно поспособствует сокращению государственных расходов на содержание социального объекта ГУО «Ясли-сад г.п. Желудок» за счёт экономии бюджетных средств на оплату электроэнергии и предусматривает внедрение альтернативных источников энергии. Проект реализовывается за счёт иностранной безвозмездной помощи и не предусматривает необходимость его софинансирования (приложение №15).
Экономия потребляемой электроэнергии в ГУО «Ясли-сад г.п. Желудок» имеется, но не значительная (приложение №16). Производители работают над устранением своих недоработок, закупается ими более мощное оборудование, продолжается дальнейшее сотрудничество учреждения дошкольного образования со специалистами Белорусского государственного университета.
В мае 2017года на территории Желудокского сельского совета организовано общественное объединение «Наш край». Главная цель объединения – привлечение дополнительных средств на развитие региона, через возможность участия в различных проектах. Администрация ГУО «Ясли-сад г.п. Желудок» входит в состав общественного объединения и активно участвует в мероприятиях (семинары, форумы, занятия, круглые столы и т.д), проводимые представителями по устойчивому развитию. Это даёт возможность участвовать в различных проектах, дальнейшем накоплении опыта и развитии в данном направлении.
Наш опыт в сфере энергосбережения распространён среди дошкольных учреждений образования района через выступления на заседаниях методических объединений, семинарах, совещаниях. На базе ГУО «Ясли-сад г.п. Желудок» проведён семинар для руководителей дошкольных учреждений района и заинтересованных по проблеме энергосбережения «Механизм реализации потенциала энергосбережения в дошкольном учреждении». Проведено также районное методическое объединение для воспитателей первой квалификационной категории «Формирование экономической культуры дошкольников в процессе организованного обучения». Педагогами используются разные интересные методы и технологии. О некоторых из них воспитатель Косач С.А. рассказала на августовской педагогической конференции в процессе Мастер-класса (приложение №17). С целью распространения опыта работы коллектива в данном направлении, актуализации темы энергосбережения в социуме опубликованы статьи в районной газете «Дзянiца» «Энергосбережение – эффективное решение» (июль 2013г.) и «Гуляй, ветерок» (сентябрь 2016г). На сайте ГУО «Ясли-сад г.п. Желудок» размещены методические разработки из опыта работы педагогов, конспекты занятий, фотографии о работе в данном направлении.
А самый главный итог всей нашей работы по вопросу энергосбережения подтверждают факты: сравнительный анализ потребления электроэнергии показывает эффективную работу коллектива по вопросу энергосбережения и экономии электричества: 2015 год – 52305Квт.ч.; 2016год - 48376Квт.ч. Экономия составляет - 3929Квт.ч. Сравнительный анализ потребления холодной воды в 2015 году составил 405, в 2016 году – 385. Экономия составляет – 20. Значит мы работаем в нужном и правильном направлении по экономии энергоресурсов.
Заключение
В результате целенаправленной работы в данном направлении наши воспитанники:
-осуществляют бережное отношение к теплу, воде, электроэнергии;
-убеждены в важности личного вклада в экономию энергоресурсов;
-умеют использовать предметно-схематические модели в своей деятельности;
-владеют соответствующими формами поведения: бережливы, ответственны, деловиты.
Педагоги:
-повышают уровень личного профессионального роста педагогов по вопросам энергосбережения;
-приобретают навыки рационального использования энергоресурсов
Родители:
- проявляют творчество, участвуя в экологических акциях и праздниках;
- пополняют свои знания по энергосбережению и берегут энергоресурсы с пользой для семейного бюджета;
- более ответственно относятся к расходу энергоресурсов и воды, стремятся к положительной оценке своих действий со стороны своих детей.
Дальнейшая работа учреждения состоит в необходимости продолжения работы по формированию у подрастающего поколения бережного и экономного отношения к энергоресурсам и окружающей среде, выявление и распространения эффективного опыта работы в сфере энергосбережения.